» »

Системы настольных ролевых игр. Настольные игры «РПГ

28.01.2024

Люди, которые в первый раз слышат про настольные ролевые игры (далее, для простоты - НРИ), по своей реакции делятся на две категории. Первые начинают смущённо улыбаться, представляя себе сугубо интимные развлечения, связанные с нарядами медсестёр, полицейских и прочих представителей важных для общества профессий, а так же с задействованием диковинных приспособлений, о которых распространяться не будем, дабы не отвлекать читателя от основной темы нашей статьи.

Ко второй категории относятся те, для кого “ролевики” - синоним слова “толкинисты”. Это представление вызывает ассоциации с “эльфами”, “гномами” и “гоблинами”, проводящими время в лесах и полях (на игровых полигонах) разыгрывающими сюжеты из книг Толкина, Сапковского и других писателей в жанре fantasy и поющими у костра песни, написанные по мотивам их произведений.

На самом деле, настольные ролевые игры - это совершенно самостоятельное хобби, не похожее ни на сексуальные игры с переодеванием, ни на то, чем занимаются толкинисты. Единственной общей характеристикой для всех этих трёх увлечений является возможность вжиться в роль избранного персонажа, воспроизведя некоторые его черты и особенности поведения. Ну и, конечно, удовольствие, которое получают участники всех этих, таких разных, ролевых игр)))

Как это выглядит?

Несмотря на некоторые отличия, игровой процесс очень похож на знакомые с детства большинству читателей обычные настольные игры вроде Монополии. Игроки точно так же сидят за столом, кидают кубики и периодически сверяются с правилами или отмечают что-то на специальных бланках.

Но здесь, в отличие от обычных настолок, основное действие разворачивается не на игровом поле или карте, а непосредственно в воображении самих игроков и, фактически, вокруг них. Всё это происходит с помощью ведущего, который описывает игрокам окружающий их мир, неигровых персонажей и происходящие события. Ведущим может быть любой из игровой компании, кто решил попробовать свои силы не только в участии в игре, но и в её создании.

Игроки, в свою очередь, реагируют на слова ведущего так, как отреагировал бы их персонаж, моделируя соответствующее поведение и поступки. Грубо говоря, если ваш персонаж - накачанный спецназовец, он будет общаться с уличными хулиганами совсем не так, как общался бы с ними, например, скрипач или сотрудница библиотеки. При этом, в иной ситуации (например при необходимости быстро найти какую-то труднодоступную информацию) сотрудница библиотеки будет чувствовать себя куда увереннее спецназовца.

Приведённый пример разъясняет нам значение слова “ролевые”. Каждый персонаж - это не только и не столько роль, которую берёт на себя игрок. Это ещё и та роль, которую он выполняет в игровой команде. Это может быть силовая поддержка, “мозг” команды, харизматичный болтун - и кто угодно ещё, чьи уникальные способности помогут остальным в достижении поставленных целей.

Детально описать этот процесс будет очень сложно - лучше всего один раз увидеть всё происходящее или даже поучаствовать в пробной игре. На Ролеконе, который рассчитан специально на то, чтобы дать новым людям возможность узнать больше про ролевые игры, можно принять участие в бесплатном вводном мастер-классе, в котором наглядно демонстрируются основные игровые ситуации.

Творческая составляющая игры

Вспомните любой прочитанный приключенческий роман. В нём есть герой (или несколько героев), их друзья и враги и все остальные персонажи, которые могут помогать, мешать или просто промелькнуть нейтральными, эпизодическими прохожими. Кроме того, в романе непременно описывается окружающий героя мир - будь то современный город, фантастическая планета или вовсе неведомые края, населённые странными существами.

В литературе всё это описывает один человек - автор. Он управляет действиями героев и злодеев, заставляя их совершать ошибки, достигать успехов и героически целоваться со спасёнными красавицами в финале.

В НРИ всё обстоит иначе: как уже было сказано, функции автора, связанные с описанием мира, антагонистов и нейтральных персонажей выполняет ведущий. А вот действия героев зависят исключительно от игроков!

Этот факт совершенно справедливым образом напоминает нам про компьютерные игры, где именно так всё и происходит. Вы управляете своим персонажем, путешествуя по миру созданному авторами игры и, в меру своих возможностей, справляетесь с поставленными проблемами. Однако, набор действий, доступных вашему персонажу, ограничен. Даже в самой современной и сложной компьютерной игре можно совершать только те действия и принимать те решения, возможность которых заложили создатели.

В настольной игре ничто не ограничивает вашу свободу. Ваш персонаж может сделать всё, что вы захотите. Нет больше никаких декораций: домов, в которые нельзя войти, деревьев, на которые нельзя залезть и прочего. Поведение вашего персонажа продиктовано только вашими решениями - поэтому именно вы определяете ход игры и, в конце концов, её финал.

Чтобы было понятнее, разыграем ситуацию “в лицах”. Представим себе троих играющих: Ведущего (В), Первого Игрока (И1) и Второго Игрока (И2).
Для начала, Ведущий описывает Игрокам текущую ситуацию:
В: “Итак, после целого дня, проведённого в дороге, вы заходите в придорожное кафе под вывеской “Золотой Шашлык”. Оно выглядит более прилично, чем многое из того, что вы встречали по пути, однако всё равно не дотягивает даже до самых скромных городских забегаловок. По асфальтовому пятачку перед входом бегают две собаки, вывеска покосилась, а чуть поодаль от помещения стоит обшарпанное помещение с буквами “М” и “Ж”. Из-за здания кафе поднимается густой дым. Судя по запаху, там жарят шашлык.»
В это описание ведущий может добавить любое количество деталей по вкусу (стоит учесть и предпочтения игроков) - описать цвет здания, решётки на окнах, марки машин, припаркованных на стоянке, и всё что угодно ещё.
И1 (пусть это будет тот самый спецназовец, описанный выше): “Ставлю машину на свободное место и говорю своей спутнице что вот здесь-то мы, наконец, поедим”.
И2 (сотрудница библиотеки): “Я сомневаюсь в том, что здесь можно нормально поесть, но, за неимением лучшего, возражать не буду. Заходим в кафе”.
В: Вы видите барную стойку, на которой стоит касса. За ней - молодая девушка с длинными волосами, стянутыми на затылке хвостом. За столиками никого нет, однако перед стойкой находится посетитель - мужчина, лет 35 - 40. Он недовольно смотрит на вас, но ничего не говорит. Девушка за кассой тихим голосом сообщает, что кафе закрыто.
И2: “Мне этот мужчина кажется подозрительным, я извиняюсь и собираюсь покинуть кафе”.
И1: “Мне он тоже кажется подозрительным, но уходить я не собираюсь. Я хочу разобраться, в чём дело”.
Здесь мы видим, как игрок строит линию поведения своего персонажа в зависимости от его образа и характера. Конечно же, спецназовец будет вести себя смелее девушки из библиотеки.

Техническая составляющая игры

Мы выяснили, каким образом осуществляется “ролевой” процесс в игре (обычно его называют “отыгрыш” - от фразы “отыгрывать роль”). Однако, часто перед игроками встаёт необходимость совершить конкретные действия, которые могут получиться, а могут и не получиться. Самый простой пример, знакомый многим по компьютерным играм, - это, конечно, бой с противником. Как попасть в противника из пистолета? Как увернуться от его выстрела? Или как, например, залезть на дерево? “Отыграть” эти моменты достаточно сложно - если каждый игрок будет просто озвучивать своё действие как свершившийся факт (“Я связываю бандита, взламываю его компьютер и нахожу там адрес расположения тайника”) - игра не будет интересной, в ней не будет вызова. К тому же, тогда и Ведущий сможет сказать “Бандит выпутывается из верёвок и бьёт тебя по голове сзади, пока ты возишься с компьютером”. Подобные ситуации (выяснение того, удалось ли какое-то действие, и того, у кого оно получилось лучше) называются “разрешением конфликтов”.

Несмотря на то, что правил настольных ролевых игр существует великое множество, для них для всех можно вывести общий принцип. Он называется “механика”. В механике каждой игры и заключается её техническая составляющая.

Представьте себе среднестатистического персонажа. Как и большинство людей, для достижения успеха он использует свои физические и умственные способности. Возьмём для примера силу, ловкость и интеллект (стоит отметить, что в разных системах правил этих способностей может быть больше и они могут иначе называться). Каждая из этих способностей обозначается каким-то числом, выражающим степень её развития (это число определяется в процессе создания персонажа - общий смысл таков, что какие-то из способностей будут выше остальных (например, персонаж умён, но слаб) или все будут иметь усреднённые значения (так что персонаж нигде не будет иметь особых уязвимостей, но и звёзд с неба хватать не сможет).

Чем выше значение - тем выше вероятность того, что действие удастся. Однако, так как ситуации бывают разные и даже у самых умелых людей иногда случаются неудачи, в игру вносится элемент случайности в виде игральных костей. Таким образом, значение способности не является определяющим фактором успеха, а лишь повышает вероятность этого самого успеха.

Представим себе, что у нашего спецназовца из примера следующие характеристики:
Интеллект: 2
Ловкость: 3
Сила: 3
Получается что, не будучи человеком глупым (тогда Интеллект был бы равен 1), он в большей степени полагается всё-таки на свои физические способности. Вот как это проявится в игре:
В: Мужчина у стойки разворачивается в вашу сторону и угрожает пистолетом, требуя, чтобы вы встали на колени и подняли руки вверх.
И1: Всё-таки это бандит. Мне кажется, что, если мы подчинимся его требованиям, он нас или ограбит, или вообще - убьёт, как свидетелей. Я хочу оценить ситуацию - насколько далеко я от бандита?
В: Кафе небольшое, поэтому ты можешь попытаться добраться до него хорошим прыжком. Но учти что, если он будет стрелять, - сможет попасть в твою спутницу.
И1: Учту. Я отталкиваю её за ближайший столик и пытаюсь допрыгнуть до бандита, чтобы выбить пистолет.
В: Хорошо. Для того, чтобы преодолеть такое расстояние, тебе надо побить определённую сложность (сложность выражается в цифрах и прописана в правилах). Для данной задачи эта сложность: 7.
И1 кидает кубик. В данном примере мы рассмотрим привычный, шестигранный - однако используются и специальные кубики с большим и меньшим количеством граней. На кубике выпадает 4. Вместе с силой спецназовца (а задача совершить прыжок с места на длинную дистанцию - это, несомненно, вопрос силы) получается как раз 7 - задача выполнена!
В: Да, ты допрыгнул до бандита. Однако он был наготове, поэтому он стреляет в тебя из пистолета!
Теперь уже кубик кидают и ведущий (на попадание), и И1 (на возможность увернуться). У ведущего выпадает 3. Вместе с ловкостью бандита (2) получается 5. У И1 выпадает 4 но, вместе с его ловкостью, получается 7. Финальный результат игрока (и его персонажа) выше чем у ведущего (и бандита) - так что бандит промахивается и пуля попадает в стену.
В: Бандит промахнулся! Теперь, пока он не выстрелил во второй раз, ты можешь попытаться его обезвредить.
Дальнейшие действия, связанные с разрешением конфликта, точно так же будут связаны с необходимостью проверок успешности различных действий.
Как уже было сказано - характеристик, умений и прочих параметров в играх гораздо больше. Однако, общий принцип их осуществления, как правило, именно такой, как в приведённом примере.

Важно не только уметь отыграть поведение своего персонажа, но и правильно выбрать, какие его способности будут лучше развиты, чтобы соответствовать выбранному образу. Кроме того, важно уметь оценить в игре его шансы на то или иное действие - далеко не всё может получиться! Это придаёт игре азарт и эмоциональный накал, составляющие львиную долю интереса в настольных ролевых играх.

Происходящее за игровым столом не ограничивается киданием кубиков. Возможность решать головоломки, вести дискуссии между игроками, придумывать какие-то оригинальные ходы - всё это значительно отличает “живые” игры от компьютерных - где, в большинстве случаев, игрок действует в строго ограниченных рамках, общаясь с доступными неигровыми персонажами определённым количеством фраз.

Кто в это играет?

Очень часто слово “игры” наводит на мысль о том, что развлечение это - сугубо детское. На самом деле, это не так. Аудитория каждой конкретной игры зависит исключительно от того, на кого её рассчитал ведущий. Это может быть весёлое приключение для школьников, кровавый триллер для любителей пощекотать себе нервы или детективная головоломка в викторианском антураже - для тех, кто любит историю и красивые декорации.

Нет ограничений и по статусу или образу жизни - настольными ролевыми играми увлекаются и руководители крупных предприятий, и студенты, и классические “менеджеры среднего звена” и кто угодно ещё, кому интересно общение с людьми и новые, необычные способы досуга.

Может показаться что на это требуется много времени - однако ничто не мешает вам играть тогда, когда у всех причастных выдался свободный вечер и желание собраться вместе. А если сюжет не удалось доиграть до конца - можно просто “сохраниться” и в следующий раз начать с места остановки.

«Почему я об этом ничего не знаю?»

Знаете! Может быть, не прямо, а косвенно, но очень многие сталкивались с играми, фильмами и книгами, основанными на правилах или сюжетах НРИ. Известный литературный сериал про Тёмного эльфа, ставшие бессмертной классикой компьютерные игры “Baldur`s Gate”, “Vampire: the Masquerade - Bloodlines” а также новые Shadowrun и Cyberpunk 2077, фэнтезийный фильм “Подземелье драконов” и даже карточная игра “Манчкин” - всё это, так или иначе, основано на богатой культуре настольных ролевых игр, которая пока ещё не так сильно развита в России.

В заключение хотелось бы отметить один простой факт: настольные ролевые игры в жизни гораздо интереснее, чем их можно описать в любой, самой подробной статье. Разные жанры, миры и системы правил позволят любому желающему выбрать что-то по вкусу именно для себя - то, что будет отвечать его потребностям и интересам. Но для того, чтобы лучше узнать всё это, не стоит делать выводов только по многочисленным описаниям и отзывам. Лучше (и гораздо, гораздо интереснее) поиграть самостоятельно.

Если вы хотите посетить Ролекон и узнать больше о настольных ролевых играх, сделать это можно в разделе «Мероприятия» на сайте, или в нашей

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ролевая игра Pathfinder. Стартовый набор – пример игры

    ✪ Настольная Ролевая Игра - TES: Страшные сказки

    ✪ Круглый Стол - Настольные Ролевые Игры

    Субтитры

Особенности

Существуют множество игровых систем. Среди западных наиболее известными являются Dungeons & Dragons , FUDGE , Fuzion , GURPS , Shadowrun, World of Darkness , использованные не только в настольных ролевых играх, но и в компьютерных играх или кинематографе. Помимо них, однако, существует множество других, например, западные Ars Magica , Cyberpunk , Pendragon, Warhammer Fantasy Roleplay, 7th Sea, Дневник Авантюриста , Фиаско и многие другие. Официальных переводов большинства западных ролевых систем на русский язык не существует, однако некоторые были переведены на официальной (Dungeons & Dragons , Дневник Авантюриста , Фиаско) или фанатской (например, 7th Sea или World of Darkness) основе.

Среди отечественных настольных ролевых игр можно назвать один из старейших русскоязычных ролевых проектов Эра Водолея , а также распространяющиеся в интернете на некоммерческой основе Мир Великого Дракона, Лавикандия, ТриМ.

04 сен 2013 11:35

Просмотрено: 20234 раз(а)

Жанр настольных игр RPG или «Role-Playing Game» известен многим. Он, прежде всего, включает в себя отыгрыш игроками различных персонажей из многочисленных сеттингов. Игроки полностью отождествляют выбранного персонажа с собой, ведут его, принимают за него решения, борются за его выживание и тд. Первоначально, ролевые игры (Dungeon and Dragons) были, фактически, устными, но требовали знание правил, а также, специального игрока, гейм-мастера, который собственно и вёл игру, или, правильнее сказать, сессию-путешествие. Со временем, ролевые элементы, так или иначе стали внедряться в игры, и, на сегодняшний день, их великое множество. Но мы, по привычке, затронем только лучших представителей ролевых настольных игр:

Настольная игра «Фиаско»

Характеристики игры

  • Возраст игроков: 12+
  • Количество игроков: 3-5
  • Время игры: 60+ минут
  • Цена: 800 рублей

Игра «Фиаско» – в поджанре словесной импровизации, которая наиболее близко подходит к истокам, но отличается хотя бы тем, что в ней не нужен мастер, а также ограниченным количеством игроков. Все игроки вместе конструируют отношения своих персонажей и ситуацию, в которую они попадают. Здесь нельзя победить, но можно попытаться выжить, ведь сценарии будут получаться на уровне «Криминального Чтива» – именно на такой формат рассчитана игра.

Настольная игра «Descent: Journeys in the Dark»

Характеристики игры

  • Возраст игроков: 12+
  • Количество игроков: 2-5
  • Время игры: 120+ минут
  • Цена: 3290 рублей

Игра «Descent: Journeys in the Dark» локализируется нашим издательством и скоро будет доступна на русском языке. Игра отлично передаёт, так называемый, Dungeon-Crawl – путешествие по подземельям, в поисках монстров, сокровищ и приключений в классическом фэнтезийном сеттинге, при этом один из игроков примеряет роль плохиша и пытается насолить отважным приключенцам.

Настольная игра «Talisman»

Характеристики игры

  • Возраст игроков: 12+
  • Количество игроков: 2-6
  • Время игры: 90+ минут
  • Цена: 2490 рублей

«Талисман» – это дедушка фэнтезийных настольных ролевых игр, переживший уже 4 издания, и поговаривают, что можно ожидать 5-го! В долгое остросюжетное путешествие за Короной отправляются различные игроки-герои: маги, воины, шуты, даже тролли решают рискнуть своей жизнью на пути к ней. Игра сама подкидывает вам различные приключения и возможности, в мире постоянно что-то происходит, а игра точно не даст вам заскучать.

Настольная игра «Ужас Аркхэма»

Характеристики игры

  • Возраст игроков: 12+
  • Количество игроков: 1-8
  • Время игры: 120+ минут
  • Цена: 2365 рублей

Ещё одна классика настольного мира «Ужас Аркхэма» предлагает игрокам воплотиться в сыщиков, которые бросают вызов Древним, грозящим проснуться от тысячелетних снов и разрушить нашу реальность. Антураж Новой Англии 1920-х готов, кооперативный геймплей, множество различных персонажей, таинственные события, происходящие в городе, и мерзкие существа из других вселенных – всё это ждёт вас в этой прекраснейшей игре.

Купить ролевые настольные игры вы можете в наших московских магазинах на ст. метро Алексеевская, Бауманская или в нашем интернет-магазине.

Практически каждый человек смотрел или что-то слышал про нашумевший фильм «Джуманджи», где в центре событий оказывается фантастическая настольная ролевая игра. С тех пор, выбирая игру для совместного времяпровождения в компании друзей, люди не ограничиваются банальными шашками, картами и домино. А что же все-таки известно про такой вид развлечений, как настольная ролевая игра, узнаем из статьи.

Общие понятия

Читая фантастическую книгу, мы невольно окунаемся в придуманную кем-то историю, представляем себя главным героем. Иногда так хочется обрести магический дар, сражаться с драконами, отправиться в космос и исследовать галактику. У многих людей есть свой любимый персонаж, в образе которого ему хотелось бы побывать. Настольные позволяют окунуться в вымышленный мир, сочинить свою историю, создать любой сценарий и весело провести время.

Все начинается с выбора ведущего, который придумывает сюжет, этапы, задачи и цели веселого времяпровождения, хотя можно играть уже по готовому сценарию. Каждый участник веселой затеи выбирает себе персонажа, характеризует его, наделяет его особыми качествами. Ведущий объявляет, где происходят события, кто окружает главных героев, кому и с кем нужно бороться.

Однако каждая настольная сюжетная ролевая игра имеет ряд определенных правил, благодаря которым и достигается игровая цель. Иначе каждый бы был победителем и играть было бы неинтересно. С этой с целью и придумали различные ролевые системы - правила и определенные рамки для каждой игры, благодаря которым остается азарт и интерес. Игровые атрибуты (например, кости) не всегда указывают количество ходов, выпавшие значения могут быть ответами на вопрос - ранила ли пуля героя или он остался невредимым? Догнал ли злодей принцессу или ее спас рыцарь? В более сложных играх нужно просчитывать наперёд ходы, вести переговоры, устраивать торги и многое другое.

Мнение, что такое развлечение только для детей, ошибочно. Новые настольные ролевые игры, ассортимент которых на сегодняшний день очень широк, вполне способны занять на вечер взрослого. Рассмотрим самые популярные и востребованные из них.

"Мафия"

Данная настольная ролевая игра рассчитана на 8-12 человек. Каждый из них берет карту, на которой указана его роль. В основном это лекарь, шериф, маньяк, 2 мафиози и мирные жители. По правилам, когда в вымышленном мире наступает ночь, все засыпают. В это время просыпается мафия, знакомится и выбирает жертву. Бывает, что лекарь спасает жертву. Основное правило - это тишина!

При выборе жертвы все происходит без слов и шорохов, чтоб мирные жители сразу не вычислили мафиози. В следующем круге главный мафиози должен угадать шерифа, потом шериф пытается вычислить мафиози. Они по очереди указывают ведущему на подозреваемого, в качестве положительного ответа ведущий кивает головой. Наутро кто-то погибает, и жители города во главе с шерифом пытаются определить убийцу. Каждый игрок пытается оправдаться, придумывает себе легенду, потом путем голосования убирают попавшего под подозрения. Бывают случаи, когда мафия не может определиться в выборе жертвы, тогда ведущий засчитывает промах и мирные жители этой ночью не погибают. Главная интрига игры - кто победит мафия или мирные жители?

"Воображарий"

Правила настольной ролевой игры очень простые. Тут нет постоянного ведущего. На каждый круг выбирается новый участник. Игрок тянет карточку, где написано слово, фраза, или же нарисована картинка. Ему нужно как можно понятнее в течение одной минуты объяснить участникам, что написано/изображено на карточке, но само слово называть нельзя. Можно применять жесты, представления, рассказ. Угадавший игрок получает баллы, и к нему переходит очередь объяснять.

"Карта сокровищ"

Эта игра, скорее, детская, однако, если придумать интересный сюжет, то она может увлечь и взрослых. Для начала нужно нарисовать карту, по ее центру клад и много дорожек, которые к нему ведут. На пути встречаются различные ловушки, заставляющие игроков отступить назад, вернуться в начало, пропустить ход или же, наоборот, получит дополнительные ходы либо переход на несколько клеток вперед. Данная затея рассчитана на 4 игроков, количество ходов решается игральными костями. Побеждает тот, кто первый добрался до клада. Если нет желания фантазировать, то можно купить уже готовую карту и играть по ней.

"Кто я (What am I)?"

Это очень забавная игра. Суть ее в том, что игроки цепляют на голову таблички, где могут быть написаны названия животных, неодушевленных предметов, имена знаменитостей. Игрок не видит, что у него за табличка, зато видит таблички других игроков. Все по очереди задают вопрос, например: «Я женского рода?». Другие ему отвечают. Такими наводящими вопросами нужно угадать, кем же является участник в рамках этой игры. В магазине можно купить набор табличек, но изготовить такую настольную ролевую игру своими руками не составит труда. Требуется всего лишь на самоклеящейся бумаге сделать карточки с разными названиями и приготовить обручи на нужное количество игроков.

"Мертвый сезон"

События развиваются в условиях постапокалипсиса, где выжившие люди разбиваются на компании и пытаются прийти к финалу, выполняя задания группы. Все начинается с того, что игроки выбирают себе персонажей, вступают в общины. Однако каждый из них получает свое индивидуальное задание, выполнив которое можно стать победителем. Все секретно, если кого-то заподозрили в предательстве, его могут выгнать из группы. Тем самым игрок проиграет.

В игре встречаются зомби, которые пытаются уничтожить выживших, происходят восстания общин, одолевают болезни, голод, возможны несчастные случаи. Каждая группа должна совместно бороться со всеми бедами, но и не забывать про свои секретные миссии. Просчитать ходы наперед невозможно, поэтому придется решать проблемы по мере их появления. Для хода игрок выбирает карту, где указано событие и варианты его решения. Действия каждого участника решаются игральными костями. Чем больше в компании народа, тем быстрее можно преодолеть неприятности. За благополучный исход колония получает баллы.

Не стоит забывать, что на каждого героя "Мертвого сезона" нужно тратить еду. Если ее не хватает, персонаж погибает. За это с компании снимаются очки, а шанс выиграть снижается. Для выполнения заданий и борьбы с кризисами предстоит отыскивать различные предметы, находить общий язык с жителями, бороться с зомби, выбирать исход того или иного события. Обычно есть несколько вариантов решения, но далеко не все они дадут положительный результат. Исход игры непредсказуемый, победителем может стать целая община или отдельный игрок. Возможно, что выигравшего не окажется и вовсе.

"Монополия"

Эта ролевая настольная игра не нуждается в представлении. Ее знают и взрослые, и дети. Играется небольшой компанией в 3-4 человека. Каждый участник получает стартовый капитал. решают количество шагов, игроки перемешают свои фишки по полю, набирают очки и выкупают здания. Потом приобретенную недвижимость можно продавать, назначая свою цену. Попадая к соседу, игрок обязан уплатить налог. Желательно выкупить как можно больше строений. При дефиците денег свою недвижимость можно заложить в банк. Если ее вовремя не выкупить, она переходит в общее пользование и стать собственностью другого игрока. Это классическая игра, купить набор для "Монополии" можно в магазине.

Теперь, когда вы ознакомились с предложенным в статье списком настольных ролевых игр, вам будет чем удивить друзей, организовав веселое времяпровождение.

Кратко о статье: Мифы и действительность Настольные ролевые игры (RPG - roleplaying games) - одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему несколько дней в месяц. Ролевые игры позволяют участникам попасть внутрь любимых фантастических миров или создать собственные вселенные, оказаться в роли знаменитых персонажей и повторить (или превзойти) их подвиги...

Настольные ролевые игры

Принципы, мифы и действительность

Настольные ролевые игры (RPG - roleplaying games) - одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему несколько дней в месяц. Ролевые игры позволяют участникам попасть внутрь любимых фантастических миров или создать собственные вселенные, оказаться в роли знаменитых персонажей и повторить (или превзойти) их подвиги.

Полагаю, практически все любители фантастики и фэнтези слышали о существовании настольных ролевых игр. Таких как Dungeons & Dragons, Vampire The Masquerade или отечественная "Эра Водолея" . Но далеко не все читатели представляют себе, как выглядит сам процесс игры.

Из нашей статьи вы узнаете, что такое настольная ролевая игра, в чем заключаются ее цель и особенности, что необходимо для того, чтобы принять в ней участие, и каковы роли игроков и ведущего. Наконец, вокруг ролевых игр и игроков сложилась масса мифов и заблуждений. С ними мы будем бороться по ходу повествования.

Что это такое?

Если попытаться в двух словах рассказать о том, что же такое ролевая игра, то у нас получится следующая аналогия. Возьмем для примера любой фантастический роман или кинофильм. Представьте себе, что вы оказались на месте главного героя (о чем с детства мечтали) и должны сами решить, что говорить и какие благородные поступки совершать. Вы сами устанавливаете цели и стремитесь их достичь.

Любым поступком вы повлияете на общий сюжет кинофильма или книги. Если вы будете действовать неосмотрительно, то, скорее всего, вам не удастся выполнить поставленную задачу. Вполне возможно, что при этом вы поставите под угрозу свою и чужие жизни - ведь мы взяли в качестве примера фантастический сюжет, полный опасностей и загадок.

В подобную атмосферу погружается участник ролевой игры, оказываясь внутри приключения и своими решениями определяя судьбу героя и выдуманного мира.

Миф первый

"Эльфы" с деревянными мечами

О ролевиках в массовом сознании сложилось не самое адекватное представление. А именно такое: юные люди воображают себя эльфами, бегают в драных плащах по Нескучному саду и колотят друг друга деревянными палками, которые называют мечами.

Дело в том, что вышеописанное относится не к ролевым играм вообще, а к живым (или полевым) ролевым играм, причем в их обезображенном, искаженном виде.

Многие полагают, что участники полевых, настольных и даже компьютерных ролевых игр - это одно и то же. Точно так же можно заявить, что футболисты, шахматисты и автогонщики - явления одного порядка (мол, все они спортсмены).

А потому не стоит мешать в общую кучу толкинистов , полевщиков , настольщиков и прочих геймеров и членов Клуба любителей фантастики. Большинство поклонников настольных ролевых игр никогда не участвовали в "полевках" или битвах в Нескучном саду. Я больше семи лет играю в настольные RPG и при этом ни разу не держал в руках деревянного меча (хотя не вижу в фехтовании на мечах ничего постыдного). Честно! И хватит об этом.

Уникальный жанр

У настольных ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, военно-тактических и др.

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего . Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков. Ведущий ответственен за развитие игрового мира.

Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей. Ведь участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно. Скорее, они играют против сценария, стремясь преодолеть описанные трудности и вместе достичь цели.

В-третьих, ролевая игра - захватывающий творческий процесс . Можно смело утверждать, что из всевозможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

В-четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают огромным простором для фантазии и воображения, практически неограниченными возможностями . Если вам наскучит ваш персонаж, просто создайте нового героя. Если надоест фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир средневековья. Игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может лишь сценарий, но не сама игра.

Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.

Снаряжение ролевика

Необходимые для игры компоненты - шестая оригинальная черта ролевых игр. По существу, для того, чтобы состоялась игра, достаточно иметь несколько чистых листов бумаги, ручку или, предпочтительнее, карандаш (чернильные записи замучитесь стирать), ластик, игральные кости (они служат для расчета вероятностей и нужны в большинстве ролевых игр) и копию правил игры. Ведущий также должен иметь при себе сценарий приключения, неважно, в каком виде: купленный официальный сценарий, рукописную тетрадь с собственным творением, краткий план игры на нескольких отдельных листах.

Это все. Указанных компонентов достаточно, чтобы играть. Никаких карт, полей и фишек вам не понадобится, хотя в ходе игры вы сами можете ощутить необходимость в других компонентах: например, некоторые считают удобным записывать показатели персонажа на специальном бланке, другие предпочитают использовать фигурки при расчете исхода сражений и т.д. Но, повторимся, бумаги, карандаша с ластиком, игральных костей, книги правил и сценария вполне достаточно для настольной ролевой игры.

Миф второй

Удел недорослей и неудачников

"Настольные ролевые игры - забава для детей, для студентов-недоучек, для людей, которые не наигрались в детстве", - такое мне тоже не раз доводилось слышать. Утверждение, что "серьезные люди не играют в RPG", так же нелепо, как заявление, что "серьезные люди не ходят на рыбалку".

Ролевые игры - это вполне распространенный вид хобби. Никого не удивляет, что люди собираются по воскресеньям поиграть в футбол, сходить в джаз-клуб или, опять же, отправляются удить рыбу.

Ролевики есть среди всех слоев населения. Мне доводилось играть в настольные ролевые игры как со студентами, сисадминами и милиционерами, так и с топ-менеджерами, и с владельцами собственных компаний.

Игрок и роль

Каждый участник ролевой игры управляет одним персонажем. Игрок полностью отвечает за действия и поведение персонажа, а также за решения, которые его персонаж принимает в игре (фактически решения игрока становятся решениями персонажа). Если персонаж сталкивается с трудностями, опасностями или загадками, игрок должен сам придумать, как справиться с делами и разрешить возникшие у персонажа проблемы. Поскольку ролевая игра, как правило, связана с увлекательными приключениями, управлять персонажем и принимать за него сложные решения всегда интересно. Однако это лишь часть удовольствия, которое может доставить игроку ролевая игра.

Ролевая игра получила свое название из-за того, что каждому ее участнику приходится исполнять роль определенного персонажа. Поэтому участие в ролевой игре сродни актерскому ремеслу. Действительно, если вы оказываетесь в шкуре персонажа из любимой книги или киноленты, вы должны задуматься и о передаче образа этого человека: его мыслей, чувств, мотиваций, эмоций и т.д.

Каждый игрок должен понимать, что в приключении участвует не он сам, а его персонаж. Обычная ошибка начинающих ролевиков - отождествление себя и игрового персонажа.

Умение вживаться в роль, реагировать на происходящее так, как реагировал бы на них подлинный персонаж, в ролевой игре принято именовать отыгрышем . Качество отыгрыша напрямую зависит от того, насколько хорошо игрок понимает своего персонажа, чувствует его цели и знает его биографию. Красивый и продуманный отыгрыш создает объемный, впечатляющий образ героя приключения и доставляет удовольствие не только игроку, вжившемуся в роль, но и всем участникам игры, потому что он добавляет ей чувство реальности происходящего.

Миф третий

Наркотическое средство от реальности

Миф третий является развитием идеи мифа второго. Критики ролевых игр часто используют термин эскапизм (от "escape" - спасаться, убегать), который расшифровывается как "бегство от реальной жизни".

Подразумевается, что ролевые игры предоставляют возможность "уйти в иное измерение", избежав проблем повседневности. Игры представляют как своеобразный психологический наркотик.

Я же отвечу, что ролевые игры - действительно форма эскапизма. Но не более опасная, чем чтение фэнтези. Чем просмотр кинофильма. Чем треп по телефону. Читая эту статью, вы, уважаемый читатель, также практикуете эскапизм.

Все это - формы отдыха, не более того. Отдыха не от реальности, а от суеты.

Команда и сессии

Само собой разумеется, что ролевая игра - развлечение не для одного человека, а для команды. Обязательно наличие одного ведущего и, как минимум, одного игрока. Оптимальной командой обычно считают группу из четырех-пяти игроков. Команду иногда именуют "партией", по аналогии с английским словом party - "команда".

Игра начинается с создания персонажей, которую (в немалой мере благодаря компьютерным играм) давно именуют "генерацией" (от "generation" - создание). Каждый игрок должен получить такого героя, какого он хочет. Разумеется, особенности и черты персонажа не должны противоречить особенностям мира или будущего приключения.

Собственно, сам процесс игры, то есть приключение, занимает как минимум несколько игровых часов. Часто длинные приключения невозможно "пройти" за один вечер, поэтому игру принято разделять на несколько встреч, и каждая такая встреча, которая может длиться от двух часов до целого дня, называется игровой сессией. Некоторые приключения могут быть завершены за двух- или трехчасовую сессию, а эпические саги могут потребовать десятков сессий, что будет означать несколько месяцев игры (при условии, что играется одна сессия в неделю).

Ведущий - главный игрок

Ведущий в различных ролевых играх именуется по-разному. Наиболее распространенными вариантами являются термины "мастер", "рассказчик" или аббревиатуры GM или DM (game master и dungeon master, соответственно). Ведущий - главный участник игры, поэтому он обязан хорошо разбираться в правилах.

Ведущий - это глаза и уши игрока, именно благодаря ему игроки узнают, что их персонажи видят и слышат в игровом мире. По существу, ведущий тоже занимается "отыгрышем", только, в отличие от игрока, ему приходится отыгрывать весь окружающий мир, в котором происходит приключение. Он выносит все решения, связанные с реакцией мира на действия персонажей, основываясь на логике, интуиции, трактовке бросков игральных костей и, главное, на письменном сценарии приключения.

Сценарий - это не просто повествование, подобное любому художественному произведению. В сценарии не записаны фразы, которые говорят герои, а также не обозначены их действия, так как за героев целиком отвечают игроки. Сценарий не просто повествовательно описывает ход приключения, но и предусматривает возможные варианты его развития, зависящие от того, как именно поступят герои в определенной ситуации. Таким образом, сценарий содержит множество сюжетных развилок и дробится на массу эпизодов. Некоторые из эпизодов могут никогда не произойти, если поступки героев не приведут к их возникновению.

Например, возьмем следующий отрывок из сценария. Он предполагает, что герои подошли к утесу и должны забраться на него, дабы получить информацию от таинственного отшельника, живущего на его вершине. Герои могут попробовать взобраться на отвесную скалу (что сложно, но можно), обойти гору со всех сторон и обнаружить узкую тропу наверх, или просто отказаться от рискованной идеи влезть на скалу и возможности получить полезную, но необязательную информацию. Каждый вариант рассмотрен в сценарии отдельно (например, при подъеме по тропинке герои могут встретить гнездо ядовитых змей), причем, если герои полезут наверх по отвесной скале, ведущему не понадобится эпизод с тропинкой, а если они откажутся от идеи подняться на гору - то и эпизод с отшельником...

Конечно, ни один сценарий, будь он объемом даже с "Войну и мир", не способен предугадать все возможные действия героев. В упомянутом отрывке герой мог бы использовать заклинание полета (если действие происходит в фэнтези-мире) и обойти все предложенные сценарием варианты. Если герои совершают действия, не предусмотренные в тексте сценария, то ведущий выносит свои решения о том, что произошло в итоге, основываясь на логике развития событий.

Вести приключение - серьезная творческая задача. Ведущий не только должен хорошо представлять себе окружающий героев мир, но играть за всех персонажей, которых встретят персонажи игроков в данной истории. Это означает, что он должен проникнуться целями и мотивациями этих персонажей, и ясно представлять себе их образы.

Сам сюжет сценария и его развитие находятся в полной власти ведущего. Сценарий, используемый ведущим, может быть написан им самим, другим ведущим или куплен, если это официальное приложение к игре. Главное, в чем должен быть уверен ведущий - это то, что он волен как угодно изменять сценарий и даже основательно переделывать его, если очередная сыгранная по нему сессия направила сюжет приключения в не предусмотренное текстом русло.

Ведущий - руководитель игры. Любое его решение является законом, и они не оспариваются игроками во время сессий.

Миф четвертый

Огромная трата времени и денег

Некоторые люди, никогда не игравшие в ролевые игры, утверждают, что на это хобби тратится гигантское количество времени и денег. Что талмуды правил, которые необходимо изучить, весят десятки килограммов. Что на одну партию в ролевую игру нужно потратить несколько дней. Все сказанное - это преувеличение, полуправда.

Одна игровая партия (цель которой - пройти приключение до конца) действительно, может занимать десятки часов. Но ее никогда не играют за один день: можно делать столько перерывов (на день, на неделю, на месяц), сколько вы захотите - виртуальное приключение от вас не убежит.

Полные справочники по какой-либо ролевой игре, действительно, могут насчитывать сотни томов и сотни тысяч страниц. Но для игры достаточно прочесть лишь базовые правила. Например, стартовая версия популярной системы GURPS занимает всего 16 страниц. Все остальные книги - это различные дополнения и расширения, большинство из которых никогда вам не пригодятся. Зато пригодятся кому-то еще. Кстати, книги о стратегии шахмат куда многочисленнее пособий по ролевым играм, но это никого не удивляет.

Что касается "гигантской траты денег" - то это и вовсе ложь. Интернет наполнен бесплатными ролевыми системами. Не желаете тратить 200-600 руб. на книгу правил - используйте бесплатную систему. А, кроме правил, ничего дорогостоящего для игры не понадобится, о чем уже сказано в этой статье.

Система правил

Все персонажи ролевых игр (и те, в роли которых выступают игроки, и те, за которых играет ведущий) обладают особым набором показателей, к каждому из которых приписано определенное числовое значение. Об этом вы прекрасно осведомлены, если когда-либо играли в компьютерные ролевые или стратегические игры.

К этим показателям игроки часто обращаются в ходе игры для того, чтобы определить, удалось ли очередное действие персонажа.

Зачем нужно такое количество цифр и таблиц, сразу бросающееся в глаза при пролистывании книги правил любой ролевой игры? Дело в том, что далеко не каждое действие персонажа может однозначно трактоваться ведущим. Если персонаж заявляет, что он бросает камень в голову гоблину, то ведущему не удастся решить, основываясь на чистой логике действий, попал ли этот камень в цель. Попадание зависит не только от размера головы, расстояния и видимости, но также и от силы персонажа, его меткости и даже от ловкости гоблина! Числовые показатели, описывающие силу и меткость, помогут разрешить ситуацию.

Кроме того, в большинстве событий приключения большую роль играет случай. Один и тот же персонаж, бросая с одного расстояния один и тот же камень все в то же окно, будет то попадать, то промахиваться. Помимо перечисленных факторов, в расчет придется принять и волю случая. Для этого в ролевой игре потребуются игральные кости - их бросок и отразит случайный фактор в формуле, по которой подсчитывается результат действия.

Иногда ведущий может отказаться от применения каких-либо формул, просто постановив, что данное действие было удачным или, наоборот, неудачным. Действительно, и пятилетний хоббит сможет поднять с земли небольшой камень, а вот сдвинуть с места многотонный звездолет не под силу целой роте имперской пехоты.

Набор показателей и способ их использования различается в разных ролевых играх. Собственно, правила ролевой игры и представляют по большей части описание взаимодействия этих показателей. В них входят таблицы, точные формулы расчета и т.д., что в совокупности именуется игровой системой. Игровая система , особая математическая модель - главное, чем различаются ролевые игры.

Миллионы миров на одной полке

Другое важное отличие ролевых игр - это игровые миры. Ролевая игра может погрузить своих участников в реалии совершенно непривычного мира, и в этом состоит значительная часть интереса к RPG. Существует множество игровых миров, в которых игрокам придется отыгрывать персонажей-аборигенов. Если мир происходит из фэнтези, то персонажи, скорее всего, будут эльфийскими магами и гномьими воинами. Если же наш мир - далекое будущее, то и герои станут пилотами межгалактических кораблей и пришельцами негуманоидных рас.

Миров ролевых игр, как вы догадываетесь, существует бесконечное множество. Любой ведущий может использовать известный "официальный" мир разработчиков ролевой игры. Или создать свой собственный мир, непохожий на другие.

Если говорить об "официальных" мирах, то нужно отметить, что они покрывают практически весь спектр приключенческой литературы (фантастика, фэнтези, детектив, шпионский боевик, мистический хоррор и т.п.) и предлагают варианты на любой вкус: водяной мир планеты-океана, Земля после ядерной войны, альтернативная история средних веков, первобытное человечество ледникового периода и т.п. Известным мирам литературы и кино также посвящены ролевые игры: существуют игры во вселенных "Звездных войн", "Властелина Колец", "Зова Ктулху", "Колеса Времени", "Звездного Пути"...

Миф пятый

Игра для единиц

Как бы вы ни относились к статистике ("Есть правда, есть ложь, а еще есть статистика"), но лишь она может служить аргументом в данном случае. Итак...

По данным компании Wizards of the Coast (крупнейший в мире производитель ролевых игр), в Dungeons & Dragons (самая популярная в мире RPG) регулярно играет около 30 миллионов человек. Это данные только по 50 с лишним странам, где официально продается эта игра. Кстати, D&D издана почти на 20 языках, и скоро к этому числу добавится русская редакция.

Заметьте, что это информация по одной-единственной настольной ролевой системе!

Что касается России, то здесь ситуация менее определенная. Объективную статистику собрать очень тяжело, возможно, будущие опросы "Мира фантастики" помогут нам в этом. Пока же можно констатировать, что интернет-портал "Ролемансер" (крупнейший русский ресурс, посвященный преимущественно ролевым играм) ежедневно посещает около 6000 человек.

* * *

Надеюсь, вы разобрались с тем, что есть в ролевых играх и чего там нет. Принципы игры теперь ясны, а мифы - развеяны.

После этого возникает логичный вопрос: "Я хочу играть в настольную RPG - так куда мне обратиться и с чего начать?". Начать стоит с поиска единомышленников и чтения книги правил (купленной в магазине или скачанной из интернета).

А как искать единомышленников и какая ролевая система вам более всего подойдет? Об этом мы расскажем на страницах "Мира фантастики" в ближайших номерах. Пока же позвольте переадресовать вас на крупнейший русский ролевой сайт www.rolemancer.ru . Несколько бесплатных настольных ролевых систем вы найдете на компакт-диске журнала.

здесь можно найти Hoo Smart Chain