» »

Что в древности применяли в качестве зеркал. Создание истории зеркал

15.07.2023
До изобретения первого зеркала люди любовались своим отражением в воде. Древнегреческий миф о Нарциссе повествует о красивом юноше, который целыми днями смотрел на свое лицо в глади озера. Однако уже в те времена, около 5 тысяч лет назад, богатые жители Древней Греции и Древнего Рима могли приобрести зеркала из отполированного до блеска металла - стали или бронзы. Эти аксессуары требовали постоянного ухода и чистки, т.к. их поверхность постоянно окислялась и темнела, да и качество отражения было плохим – различить детали и цвета было достаточно сложно.

В разных странах в различные эпохи для получения отражающей поверхности использовали золото, медь, серебро, олово, горный хрусталь. Позволить себе зеркало могли только самые состоятельные люди. Изделие, похожее на современное зеркало, было изобретено в 1279 году францисканцем Джоном Пекамом, который первый попробовал покрыть стекло тончайшим слоем свинца: в стеклянную колбу заливали расплавленный металл, а после застывания разбивали ее на более мелкие куски. Полученные таким способом зеркала были вогнутые.

Чуть позже зеркала начали производить в Венеции. Мастера немного усовершенствовали способ Джона Пекама и использовали в производстве оловянную фольгу, ртуть и бумагу. Венецианцы строго охраняли свой секрет, в 1454 году даже был издан указ, запрещающий мастерам зеркального дела покидать страну, а за ослушавшимися даже посылали наемных убийц. И хотя такое зеркало тоже было мутным и блеклым, оно в течение трех веков оставалось очень редким и дорогим товаром.

В XVII веке французский король Людовик XIV загорелся желанием построить в Версале великолепную Галерею зеркал. Министр короля Кольбер деньгами и обещаниями соблазнил трех венецианских мастеров и привез их во Францию. Здесь технология снова была изменена: французы научились не выдувать расплавленное стекло, а раскатывать. Благодаря этому способу можно было изготовить зеркала больших размеров. Построенная Галерея зеркал восхищала людей того времени: все предметы бесконечно отражались, все переливалось и сверкало. А к XVIII веку зеркала стали привычным предметом для многих парижан – цены на этот аксессуар сильно упали.

Французский способ производства оставался неизменным до 1835 года, когда профессор Юстус фон Либих из Германии обнаружил, что покрытие из серебра позволяет получить более чистое изображение.

Как зеркала влияли на жизнь людей

Многие века люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир. В средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был этот предмет. Позднее зеркала стали активно использовать для гаданий, в том числе и на Руси.

С появлением возможности видеть свое отражение люди стали уделять больше внимания своей внешности, поведению. Благодаря зеркалу зародилось и одно из направлений в психологии, называемое рефлексия, т.е. – «отражение».

В современном интерьере зеркало несет не только отражающие функции, оно применяется для усиления ощущения пространства и света. Правильно установленные зеркала раздвигают границы помещения, делают его светлым и уютным.

ГОУ СОШ № 000

Подготовила: Буркова Екатерина, 9 «А» кл.

Зеркало, став неотъемлемой частью быта, открывает человеку новый мир – зазеркалье. Заглядывая в зеркало, мы видим то, о чем мечтаем, - увеличенное пространство, загадочный облик, другой мир. Считается, что чем больше зеркало, тем ближе к нам таинство параллельного мира».

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства. Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. В дело шли камень (пирит, горный хрусталь) и металл (золото, серебро, олово), но такие зеркала были очень дороги и, представляя большую ценность, являлись достоянием богатых людей. После "изобретения" первого сплава - бронзы - в обиход вошли зеркала из бронзы. Бронзовые и медные зеркала были широко распространены у римлян и греков. Много таких зеркал было найдено при раскопках Помпеи. Металлические зеркала из бронзы, меди и серебра существовали на протяжении весьма долгого времени.

Возраст самых древних зеркал - около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.

Но история зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись бронза и серебро. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.


С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и… специальными тазиками с водой. Тщательно отполированные зеркала широко использовались для исцеления больных. Ими лечили туберкулез, водянку, оспу и любые психические болезни. Поразительно - многие страждущие действительно выздоравливали. Считается, что металлы теплых оттенков (бронза, латунь, золото, медь) поглощают "холодные", угнетающие энергии и отражают "теплые", "солнечные". Металлы холодных оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных материалов, предки проводили биостимуляцию организма. Больной начинал активнее сопротивляться хвори.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Стеклянные зеркала, несмотря на то, что стекло было изобретено очень давно, появились сравнительно поздно. Это объясняется тем, что для изготовления зеркала нужны были уже достаточные знания, которыми в древности еще не располагали. Стеклянное зеркало по сути дела тоже является металлическим. Ведь отражающим в нем является металл, только в виде тонкого слоя, нанесенного на гладкую стеклянную поверхность. Стекло, таким образом, лишь прозрачная основа, держащая на себе тончайшее металлическое зеркало. Для изготовления зеркала необходимо было иметь совершенно бесцветное, чистое, прозрачное, гладкое стекло с одной стороны, тончайший слой металла, собственно зеркало - с другой. Идеальное и прочное покрытие стеклянной поверхности металлом было третьим необходимым условием для изготовления такого обычного в нашем обиходе, стеклянного зеркала. Впервые более или менее удовлетворительно эти условия были осуществлены около 600 лет назад, когда и стали появляться первые стеклянные зеркала

И так стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были… вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность. В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна.



Таким образом, искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. Стеклоделие, как организованный промысел, зародилось в Венеции в VIII веке. Этому способствовало 2 фактора –изобретение древними римлянами еще в 50 г. до н. э. метода выдувания стекла и удобное географическое положение города, служившего перекрестком торговых путей между Европой и Восточными странами, прежде всего Восточным Средиземноморьем и Северной Африкой.

Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Венецианцы не только собирали знания, которые сами текли в руки, но и проявляли чудеса ловкости в добывании чужих секретов. Хитроумный властитель , сумевший переориентировать 4-й Крестовый поход в нужном ему направлении, с покорением Константинополя в 1204 г. получил доступ к секретам стеклоделия великой империи, что послужило громадным толчком к развитию этого промысла в Венеции.
Уже к концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто возникали пожары, выросло в Венеции настолько, что стало угрожать существованию самого города. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано, расположенный в 1.5 км от Венеции. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности , а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Остров был уже заселён в период Римской Империи и получил название Ammurianum. На нём местные жители спасались от варварских набегов. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. На протяжение всей истории Венецианской Республики остров имел независимое административное правительство, а также собственную монету (серебром и золотом). В XVII веке Мурано славится своеобразием своей ночной жизни, в особенности азартными играми.

Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. Острова были идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. Мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Кроме того, островное положение производства облегчало задачу сбора налогов для казны.

Отражательная поверхность первых зеркал готовилась из свинцово-сурьмяного сплава, однако он быстро тускнел на воздухе и терял необходимые для зеркала свойства.

200 лет спустя был найден ртутно-оловянный сплав. Он обладал хорошей отражательной способностью, и несмотря на большую вредность производства (наводчики зеркал отравлялись при изготовлении этого сплава парами ртути) почти до середины XIX в. являлся незаменимым в зеркальном деле. Так, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими).

В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Власти города Мурано зорко следили за тем, чтобы секреты мастерства не уплывали к чужакам. Используя политику “кнута и пряника”, а также всевозможные ограничения они пытались сохранить в тайне уникальные технологии. Запрещалось, например, вывозить за границу даже материалы для приготовления стеклянной массы. А за попытку покинуть Венецию мастеру могла грозить смерть.

И так, начиная с 16 века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. С помощью игр с отражением познавали и изменяли будущее, вызывали темные силы, умножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов. Трезвомыслящие люди находили зеркалам более полезное применение. Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Главной особенностью криптограмм была их «вывернутость наизнанку». Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемы. Таким же древним изобретением был перископ. Возможность наблюдать за врагами незамеченным с помощью системы взаимно отражающих зеркал спасла немало жизней воинам ислама. Детская игра в «солнечные зайчики» почти повсеместно использовалась всеми сражающимися сторонами во время знаменитой Тридцатилетней войны. Сложно прицелиться, когда вам слепят глаза тысячи зеркалец.

Однако в ХVП веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата - всего 3 тысячи! Министр считал, что зеркала грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния.

Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это "великолепие " слишком дорого обошлось стране. В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал.

Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями . Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы. Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.

Поэтому Кольбер, чтобы не разорить Францию, решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура. Тем не менее, секрет производства самого цветного муранского стекла так и остался неприступным.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

В 1846 г. был найден способ покрытия стекла тонким слоем серебра. В течение десяти лет совершенствовался этот способ. И только после 1855 г., когда французский химик Птижан и выдающийся немецкий химик Либих нашли простые рецепты для нанесения серебра на стекло, серебряное зеркало на стеклянной основе получило повсеместное распространение.

Зеркала на Руси.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. Возможно, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом… похоронить, искренне извинясь перед ним за свою неуклюжесть.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета", - писал. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах…" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. Пришло время и России делать свои зеркала. В эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве - "амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну. В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.


Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место. В XIIV веке строгая готика сменилась пышным барокко . Ну, как тут обойтись без зеркал! Они использовались и как отделка стен и каминов во дворцах, и как украшение скромного жилища простых граждан. К началу XVIII века на смену барокко пришло рококо, самый изнеженный и утонченный стиль. Тут уж строятся целые зеркальные комнаты и галереи. Так в Версальской зеркальной галерее, например, 306 зеркал как бы раздвигали стены помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр. Потом рококо сменилось строгим классицизмом - зеркала стали украшать парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения.

С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода. Сегодня их широко применяют и в технике. В наши дни с помощью отраженных солнечных лучей варят металл, обогревают дома, готовят пищу, повышают урожайность семян, проводят сеансы "светового массажа", строят телескопы, прожекторы, маяки, микроскопы, телеобъективы, оптические резонаторы, фотоаппараты, лампы накаливания и… Невозможно перечислить все области применения этого, казалось бы, "легкомысленного" изобретения человека! Большую роль в нашей повседневной жизни играет зеркало. Зеркало - не предмет роскоши, а насущная необходимость. Невозможность видеть самого себя для современного человека почти немыслима. Бритье, исправление небрежностей в одежде, уход за состоянием лица и многое другое невозможно осуществить без зеркала. И неудивительно, что зеркало является одним из древних предметов человеческого обихода.

Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками. Для снятия усталости предлагается использовать закон бинокулярного зрения. Каждый, кто от переутомления начинает плохо видеть, может поставить перед собой горящую свечу. За ней, на расстоянии 5-10 см, расположить зеркальце и попеременно смотреть то на пляшущий огонек, то на его отражение. Живой огонек, особенно его кончик, будет попеременно возбуждать рецептивные поля сетчатки человека и косвенно клетки лобных долей мозга, которые, получив информацию от правого глаза и левого, построят образ живого огня. Именно этот образ разгрузит мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавит от начинающегося расстройства.

Геопатогенные зоны многие считают выдумкой. Но это - научно установленный факт. Энергопотоки, возникающие на месте аномалий земной коры, приносят ощутимый вред здоровью. Геопатогенную зону в вашей квартире поможет обнаружить обычная домашняя кошка. Она будет активно избегать места, где проходит поток. А справиться с вредным излучением поможет… обычное зеркало. Положив его под линолеум или ковровое покрытие, отражающей поверхностью вниз, можно существенно снизить, а иногда и вовсе избавиться от болезнетворного излучения. Однако специалисты по биолокации настаивают на том, что зеркало так же успешно отражает и полезную энергию, приходящую из космоса. Поэтому класть «волшебное стекло» блестящей поверхностью вверх категорически запрещено.
Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит – «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, "запомненная" зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание. Есть также версия, что человек - единственное из живых существ, способное узнавать себя в зеркале. Зеркало - главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

Популярное китайское учение фэн-шуй придает зеркалам особое значение. Они являются своеобразными «перераспределителями» жизненной энергии в правильном направлении. Чтобы домашний очаг был гармоничным, зеркала категорически запрещается размещать в спальне напротив кровати и в коридоре напротив входной двери. Напротив: зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие. Отрицательно скажется на мироощущении хозяев и интерьер, выполненный с использованием зеркальной плитки, в которой «дробится» отражение. Такая плитка должна быть расположена таким образом, чтобы в ней исключалось прямое отражение жильцов. Зеркала по возможности должны быть большими. Уходя на работу, полезно оставить перед домашним зеркалом любую денежную купюру – пусть финансы отражаются и множатся.

Выбор зеркал для дома - ответственное мероприятие. Нынешнее изобилие моделей может удовлетворить самый придирчивый вкус. Однако, отправляясь в магазин приобретать «волшебное стекло», стоит помнить: важен не только дизайн или качество обработки. Тысячелетиями за зеркалами сохраняется слава самых магических и таинственных предметов. Поэтому очень важно соблюдать простое правило: покупать нужно только то зеркало, в котором вы понравились сами себе.


в какой стране и когда появилось первое зеркало?

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры. http://www.domstr.ru/Products/dirid_6/te...
Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?


Южноамериканские индейцы считали зеркало порталом в иной мир – тот, в который не проникнуть человеку. Китайцы научились делать «волшебные» зеркала, а венецианцы – баснословно дорогие. И, пожалуй, нигде в мире это таинственное изобретение не оставили без шлейфа легенд, поверий, проклятий и загадок, многие из которых существуют и по сей день.

Зеркала бронзового века


М. де Караваджо. "Нарцисс"

Когда-то увидеть свое отражение можно было разве что заглянув в водоем со стоячей водой, как это сделал Нарцисс из древнегреческой мифологии. Но вот появилось зеркало – точная история, как и время его возникновения теряется в очень давнем прошлом. По всей видимости, все началось с отполированных пластин из обсидиана – природного вулканического стекла.


Такие находки были сделаны на территории современной Турции и датированы седьмым тысячелетием до нашей эры. Это был уже бронзовый век, и помимо обсидиана в качестве материала для изготовления отражающего предмета, постепенно стали использовать именно этот сплав меди и олова. Бронзовые зеркала изготавливали круглыми – по форме Солнца – и в знак почитания главного божества, и в знак того, что именно солнечные лучи отражает зеркало.


Вероятно, к идее создания гладких отполированных поверхностей разные культуры мира пришли самостоятельно, во всяком случае, зеркала, изготовленные в эпоху бронзы и в начале железного века, находят в разных уголках земного шара. У многих народов зеркало использовали в магических обрядах и наделяли волшебными свойствами. А в Древнем Китае в качестве подтверждения своей магической природы некоторые бронзовые зеркала демонстрировали, казалось, настоящее волшебство. Плоские с одной стороны и украшенные узором и рельефом с другой, они, как и положено, показывали отражение того, что было перед ними. Но если с помощью такого зеркала отражали солнечный свет, направив его на стену, вместо обычного солнечного зайчика на стене становился виден узор с тыльной стороны.


Для древнего человека эта демонстрация не представляла собой, возможно, серьезной головоломки, ведь зеркалам и без нее приписывали связь с иным миром, но интересно то, что точного объяснения такого свойства некоторых китайских волшебных зеркал не получено до сих пор. Выдвинутые версии – в том числе о небольших искривлениях поверхности зеркала, о воздействии кислоты, создающей на полированной стороне невидимый глазу узор – могли бы объяснить получаемый эффект, и такие эксперименты были успешно проведены специалистами, но все же секрет китайских мастеров, который пролил бы свет на древнюю профессию зеркальных дел мастера, остается неустановленным. Далеко не все изготовленные в Китае зеркала обладали «волшебными» свойствами, вообще же производство этих бронзовых предметов, украшенных разного рода орнаментами, уже к концу первого тысячелетия до нашей эры приобрело массовый характер.


Большое количество древних зеркал было найдено в Сибири, в Минусинской котловине – несколько сотен изделий из бронзы, относящихся к разным периодам и разным культурам. На тыльной стороне встречаются не просто орнаменты, а целые сценки, особо подчеркивающие ритуальное значение зеркала для его обладателя. Очевидно, часто эти предметы выполняли роль амулета.
Из Китая зеркала попали на Корейский полуостров, откуда способ их изготовления переняли японцы. В периоды Яёй и Кофун бронзовое зеркало оставляли в могиле правителей и аристократов – как способ помочь умершему попасть в загробный мир. В буддизме, который пришел на острова в шестом веке, зеркала тоже выполняли ритуальные функции.


Зеркала в античности

Из Месопотамии и Древнего Египта, где для получения отражающей поверхности использовали отполированную медную пластину, технология изготовления зеркала попала в античный мир. Зеркала изготавливали, в частности, на Кипре, где находилось крупное месторождение меди. А потому богиня Афродита – прозванная Кипридой по месту своего рождения – часто изображалась с зеркалом, которое одновременно было символом женской красоты. По некоторым версиям, именно зеркало держала в руках знаменитая статуя Венеры Милосской. К зеркалу относились с уважением и философы: Сократ призывал смотреть на свое отражение, чтобы познать, а затем и улучшить самого себя.


Чудодейственную силу зеркального отражения греки воспели в мифологии – в схватке с Медузой Горгоной именно оно помогло Персею победить: чтобы не встречаться взглядом с чудовищем, превращающим все живое в камень, герой вел битву, глядя в свой щит, как в зеркало, и смог отсечь Медузе голову. А вот «зеркало Архимеда» имеет уже не столь мифологическую природу, хотя достоверность самого факта сожжения вражеского флота с помощью «луча смерти» ставится под сомнение. Традиционно считается, что в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи.


Знак женского пола, "зеркало Венеры", восходит к традиционной форме античных зеркал

Металлические и каменные зеркала, хоть и выполняли свою функцию, все же имели существенные недостатки – они нуждались в постоянной полировке, а отражение получалось темным и нечетким. В этом у металлических зеркал существенно выигрывали стеклянные, первые из которых начали создавать в первом веке нашей эры на территории современного Ливана.

Стеклянные зеркала в Европе

В Европе же производство стеклянных зеркал ведет отсчет с XIII века. Для их изготовления использовали сосуд из стекла, в который в процессе выдувания наливали расплавленное олово, затем застывшее изделие разбивали, и из осколков делали зеркало.


Процесс был трудоемкий и дорогой, в состав отражающего свет вещества стали добавлять золото. Стоимость изделий была чрезвычайно высока – позволить себе иметь в доме зеркало могли только очень состоятельные люди. В уплату за одно такое изделие отдавали и поместье, и морское судно. Интересно, что куда дешевле было заказать собственный портрет у гениального мастера – так, собственно говоря, и поступали желающие всегда иметь под рукой свое «отражение».


В XVI веке мастера с острова Мурано впервые создали плоское зеркало – путем разрезания еще горячего стеклянного цилиндра и раскатывания половинок на медных пластинах. Зеркала получались чистыми и блестящими. Изобретение оценили во Франции – там оно в прямом смысле слова пришлось ко двору, королевская семья стала главным заказчиком зеркал, а в 1665 году в стране открылась первая собственная мануфактура.


Благодаря развитию зеркального производства стало возможным написание автопортретов, давших потомкам представление о внешнем облике живописцев прошлого. Да и в своей работе мастера использовали возможности зеркал – Леонардо да Винчи советовал художникам смотреть на отражение своей работы, чтобы оценить ее достоверность и гармоничность.


На картине Рубенса демонстрируется популярный в искусстве прием "эффект Венеры", когда человек перед зеркалом смотрит не на свое отражения, а на зрителя

Позже жидкое стекло стали выливать прямо на отражающую поверхность и раскатывать, а в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих изобрел способ серебряного напыления, технологию, применяемую и в настоящее время. Сложно переоценить практическое значение зеркала в современном мире – оно используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Однако магический, потусторонний характер предмета, позволяющего заглянуть в другой мир, в зазеркалье, по-прежнему остается одной из главных особенностей зеркал.


А. Стеенвинкель. "Двойной автопортрет"

Современный человек, пусть не верит мифам прошлого, все же читает про Зеркало Еиналеж в саге о Гарри Поттере, верит в многочисленные приметы, связанные с зеркалами, выполняет старинные ритуалы – например, заглянуть в домашнее зеркало, вернувшись с дороги за забытой вещью.
Несмотря на все накопленные знания, многовековая культура человечества подсказывает, что лучше относиться к зазеркалью осторожно и с уважением – как это делали цивилизации прошлого.


Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер"

Картина "Бар в "Фоли-Бержер" - одна из тех, что заставляют зрителя - всему виной загадочное отражение в зеркале.

История зеркала начинается в тот далекий момент, когда древний человек понял, что из-под темной глади пруда ему строит рожи вовсе не таинственный подводный обитатель, а собственное отражение. Что именно происходит в тот момент, когда он смотрит на воду или любой другой предмет с гладкой, отполированной поверхностью, человек поймет еще очень не скоро, но это вовсе не помешает ему разглядывать себя. А герой греческого мифа прекрасный юноша Нарцисс настолько полюбил свое отражение в воде ручья, что даже не заметил, как по воле богов превратился в цветок.

Известно, что луч света, попадая на тот или иной предмет, в зависимости от его физических и химических свойств либо поглощается, либо отражается в той или иной степени. Далее отраженный луч проходит через зрачок глаза и хрусталик и рисует перевернутое изображение предмета на сетчатке глаза, откуда оно посредством зрительных нервов передается в мозг. Если же луч света, наоборот, отразится от человека и попадет на какой-либо предмет, получится то же самое: отражение вернется к человеку, и он сможет увидеть свое изображение на поверхности этого предмета. Однако такое возможно только в том случае, если поверхность будет очень гладкой, так как длина волны отраженного света короче, чем прямого, поэтому даже малейшие неровности поглощают его практически полностью.

Дж. У. Уотерхаус. Эхо и Нарцисс. 1903 г.

Как только люди сообразили, что разглядывать себя (а также то, что находится за спиной) можно не только в воде, наступила эпоха ручных зеркал. Ведь лужу или бадью с водой при необходимости не возьмешь с собой. Заменой им послужили отполированные до блеска куски камня: горный хрусталь, пирит и особенно обсидиан вулканическое стекло. В Турции археологи обнаружили обсидиановые зеркала, возраст которых около 7,5 тыс. лет.

В эпоху энеолита и в бронзовом веке (IV-III тысячелетия до н. э.) каменные зеркала были вытеснены металлическими из меди, бронзы, золота и серебра. Оказалось, что шлифовать и полировать металл намного легче, чем камень. Еще один древнегреческий миф рассказывает об ужасной горгоне Медузе, взгляд которой обращал любое существо в камень. Победить Медузу смог герой Персей, который смотрел на ее отражение в своем отполированном медном щите.

Металлические ручные зеркала были известны всем древним цивилизациям от Египта и Древней Греции до Индии и Китая. Чаще всего они изготовлялись в виде снабженного ручкой диска, обратная сторона которого украшалась орнаментом. И хотя стоили зеркала недешево, скоро они стали неотъемлемой частью обихода состоятельных людей.

Древнегреческий философ Сократ советовал юношам почаще смотреться в зеркало, чтобы обладающие не самой приятной внешностью могли украситься добрыми делами, а красивые не обезобразили себя пороками.

Однако у металлических зеркал были серьезные недостатки. Мало того, что они не показывали оттенки цветов и с их помощью нельзя было рассмотреть себя сзади, так еще и в негодность приходили слишком быстро. Их поверхность без должного ухода скоро покрывалась пленкой оксидов, мутнела и утрачивала зеркальные свойства. В I в. н. э. в Риме появились первые стеклянные зеркала. Хотя производство стекла было освоено почти на 3 тыс. лет раньше, небольшие литые пластины из него люди научились изготовлять только в начале нашей эры. Это листовое стекло было мутным, полупрозрачным, и, чтобы получить более-менее сносное отражение, его отполированные кусочки скрепляли с металлическими пластинами. Такие зеркала были найдены при раскопках Помпеи и Геркуланума.

С началом Средневековья стеклянные зеркала в Европе практически исчезли из употребления, поскольку Церковь усмотрела в их использовании греховное самолюбование и суетное внимание к внешнему в ущерб духовному. Верующих пугали тем, что из зеркал на людей смотрит сам дьявол. Модницам снова пришлось обходиться полированным металлом или даже специальными тазиками с водой.

В конце XIII в. монах-францисканец Джон Пекам изобрел способ покрытия стекла тонким слоем свинцово-сурьмяного сплава, что дало возможность производить стеклянные зеркала, отдаленно схожие с современными. По устоявшемуся мнению, массовое производство зеркал началось в Венеции, однако на самом деле у истоков европейского зеркального дела стояли фламандцы и голландцы. Фламандские зеркала можно увидеть на картинах «Марфа и Мария Магдалина» Караваджо или «Чета Ар-нольфини» Яна ван Эйка. Их вырезали из полых стеклянных шаров, внутрь которых заливали расплавленный свинец. Сплав свинца и сурьмы на воздухе быстро тускнел, а выпуклая поверхность давала заметно искаженное изображение.

Спустя столетие монополия на производство зеркал перешла к венецианским мастерам. Еще в 1291 г. все стекольщики Венеции были переселены на остров Мурано, который быстро стал центром стекольного ремесла всей Европы. Там изобрели способ изготовления листового стекла путем проката двух половинок выдуваемых стеклянных цилиндров. Такие стекла вставлялись в окна, а в XV в. из них стали делать зеркала. Для этого использовалась новая ртутно-оловянная амальгама. Технология была достаточно сложная: на тонкую оловянную фольгу накладывали бумагу, которую покрывали ртутью, по ртути опять прокладывали бумагу, сверху накладывали стекло, которое придавливало все слои. Затем бумагу осторожно вытаскивали, и на стекле оставалась тонкая пленка металла. Такие зеркала отражали намного лучше свинцовых, но ядовитые пары ртути делали производство очень опасным.

Серебряное зеркало, найденное при раскопках дома Менандра в Помпеях. I в. н. э.

Зеркало Марии Медичи. Работа венецианских мастеров. 1600 г.


Целебные зеркала

Средневековые медики при помощи зеркал пытались лечить оспу, туберкулез, психические расстройства. Считалось, что зеркалами «теплых» (желтых) оттенков из бронзы, золота, олова, меди можно подавлять «холодные» энергии человека. «Холодные» металлы свинец, ртуть, серебро напротив, поглощают избыток «теплых», активных энергий. Искусство врача состояло в том, чтобы правильно определить спектр энергий в организме больного и подобрать оптимальную продолжительность воздействия «теплыми» и «холодными» зеркалами.

Но Ян ван Эйк. Потрет четы Арнольфини. 1434 г.

Власти Венеции ревниво оберегали секреты муранских мастеров: венецианские зеркала стоили очень дорого и приносили республике большой доход, особенно после изобретения хрусталя. В 1454 г. дож издал приказ, запрещавший мастерам-зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, рекомендовалось вернуться на родину. «Невозвращенцы» рисковали благополучием своих семей. Иногда по следам беглецов даже посылали убийц.

Однако меры эти ни к чему не привели. С промышленным шпионажем, преимущественно французским, справиться не удалось, мастеров все равно подкупали и тайно вывозили с Мурано, и уже при Людовике XIV в Нормандии было организовано первое стекольно-зеркальное производство. В 1688 г. французский мастер (предположительно Люк де Нега) изобрел способ изготовления стекла больших размеров литьем с дальнейшей шлифовкой и полировкой. Это открытие значительно удешевило производство зеркал, которые сразу же стали самым обычным предметом домашнего обихода.

Следующим революционным открытием в этой области было так называемое серебрение, изобретенное в 1855-1856 гг. химиками Юстусом фон Либихом и Франсуа Птижаном. Суть этого способа заключается в восстановлении растворимых соединений, при этом выделяющееся металлическое серебро осаждается в виде тонкого блестящего налета на поверхности стекла. Такие зеркала более яркие, долговечные, с большей отражательной способностью, единственный их недостаток очень строгие требования к шлифовке и полировке стекла. Серебряные зеркала имеют не серый или голубоватый оттенок, как ртутные, а желтоватый это связано с тем, что серебро поглощает лучи синей части спектра.

В Древней Руси зеркала были большой редкостью. Случаи обнаружения металлических зеркал при раскопках единичны, при этом находки имеют явно восточное происхождение. В Средние века стеклянные зеркала привозили к нам уже с Запада ганзейские купцы, стоили они невероятно дорого. Не зря в сказке про аленький цветочек одна из купеческих дочерей просит привезти ей из-за моря зеркало, в котором она будет выглядеть моложе и красивее хрустальные венецианские зеркала розоватого оттенка действительно имеют свойство приукрашать внешность.

Юстус фон Либих.

А. Алоф. Женщина, смотрящаяся в зеркало. 1851 г.

Первое зеркальное производство в нашей стране было налажено лишь при Петре I. Еще недавно бывшее редкой заморской диковинкой, зеркало моментально стало непременной принадлежностью каждого зажиточного дома. А уж любой барочный дворец и вовсе был настоящим лабиринтом отражений.

В зеркалах люди всегда видели нечто таинственное, мистическое, связанное с потусторонним миром. Они были непременным атрибутом магов, колдунов, прорицателей всех мастей. Пожалуй, ни с одним предметом обихода не связано столько примет и суеверий. Даже теперь, когда принцип зеркального отражения изучается в школе, некоторые по-прежнему втайне верят, что в зеркальных глубинах прячется душа человека, что там можно разглядеть свое прошлое и будущее.

Тем не менее зеркала использовали и в более прагматических целях, нежели любование своей персоной или поиск мистических откровений. Если верить легенде, древнегреческий ученый Архимед с помощью зеркал поджег флот противника, осадивший город Сиракузы. К ним прибегали, если надо было скрыто понаблюдать за кем-то, а «зеркальный» шифр, изобретенный знаменитым Леонардо да Винчи, на протяжении долгого времени применялся для секретной переписки.

В наши дни область применения зеркал, оптические свойства которых изучены досконально, чрезвычайно широка. Без зеркал плоских, вогнутых, выпуклых, сферических или цилиндрических невозможно производство различных бытовых приборов, медицинской, космической, навигационной техники. В осветительных приборах и для тепловой аккумуляции солнечной энергии используются параболические зеркала. Без помощи зеркал Альберту Майкельсону вряд ли удалось бы измерить скорость света. И все же главная причина популярности зеркал на протяжении веков остается неизменной ведь только от них можно получить ответ на самый животрепещущий вопрос: «Я ль на свете всех милее?..»

В русских деревнях зеркала в достаточных количествах появились далеко не сразу почти до конца XIX в. они считались роскошью и излишеством.

«Брать? Не брать?»

Голландская компания Nedap создала специальное зеркало для примерочных кабин, с помощью которого можно в режиме онлайн обсудить с друзьями, идет ли вам выбранная одежда. Гаджет Tweet Mirror представляет собой зеркало со встроенной в него HD-камерой. Покупатель может делать фотографии в примерочной и выкладывать их в Twitter или в ленту статусов Facebook. Ответные комментарии друзей пользователя присылаются ему в виде SMS.